«Независимая газета» накануне опубликовала статью, речь в которой идет о таком российском правозащитном институте, как общественные наблюдательные комиссии (ОНК). Радио ОДИНЦОВА приводит текст без купюр.
Накануне кампании по переизбранию членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК) для повышения уровня их защищенности от давления, по информации «НГ», подготовлен специальный пакет предложений. Повышенные гарантии неприкосновенности, по мнению экспертов, позволят привлечь к работе ОНК настоящих правозащитников, число которых в составе комиссий по сравнению с отставниками из силовых структур становится все меньше.
За минувший год активность членов ОНК заметно снизилась, при этом продолжает расти уровень насилия в местах лишения свободы. По мнению правозащитников, суть общественного контроля постепенно выхолащивается.
Между тем осенью в подавляющем большинстве регионов истекут полномочия комиссий третьего созыва. По закону один и тот же человек не может быть назначен более трех раз подряд. Это означает, что система ОНК потеряет примерно половину своих нынешних активистов.
По словам основателя социальной сети gulagu.net Владимира Осечкина, «есть серьезная угроза срыва процедуры формирования наблюдательных комиссий в ряде регионов». В последнее время по-настоящему независимые члены ОНК подвергаются давлению и даже репрессии, посетовал Осечкин: «Работа наблюдателей стала тяжелой и опасной. Их пытаются запугать и различными путями выдавить из ОНК». В подобных условиях, опасается Осечкин, сформировать новую комиссию из действительно неравнодушных и ответственных людей сложно: «Отстаивать принципиальную позицию слишком опасно, поэтому некоторые откажутся идти в наблюдатели. Другие будут создавать лишь видимость наблюдения, декорацию общественного контроля».
Поэтому правозащитники предлагают продумать систему гарантий для членов ОНК, оказавшихся в критической ситуации, и их защиты. Представителями Совета по правам человека (СПЧ), аппарата омбудсмена и ОП предполагается создать некий «фонд централизованной помощи членам ОНК». Например, чтобы отстаивать их интересы в суде. Или, как говорится в предложении правозащитников, «предоставлять физическую защиту, оплачиваемую из средств фонда, охрану в случае угроз в адрес членов ОНК со стороны криминалитета или недобросовестных сотрудников ФСИН, МВД или ФСБ».
В планах есть открытие горячей линии для наблюдателей и мониторинг всех случаев воспрепятствования их деятельности. В документе говорится об информподдержке, а именно о создании пресс-центра для ОНК, который займется передачей в СМИ информации о фактах коррупции и пыток.
Ввести предлагается и практику публикации отчетности и рекомендации ОНК по итогам каждого посещения мест лишения свободы. В перспективе это приведет к появлению единого архива ОНК, в котором будут указываться место и время нарушения, «в том числе детали – указание данных заявителя, вплоть до количества сокамерников, и описание дальнейшего поведения администрации учреждения». Может появиться и федеральный реестр безопасности с именами всех заявителей о нарушении из числа заключенных, «с последующей помесячной личной беседой членов ОНК с этими лицами без участия сотрудников».
«Ко мне часто обращаются коллеги, которые говорят об угрозах и страхе, мне передают информацию с просьбой направить заявление или ее опубликовать и при этом просят не раскрывать источник. Если власти хотят развивать контроль в местах содержания, необходимо предусмотреть систему защиты самих правозащитников и наблюдателей», – сказал «НГ» член ОНК Московской области Алексей Павлюченков.
Правозащитницу Елену Елисееву исключили из наблюдательной комиссии Ростовской области за якобы незаконный звонок от заключенного. «Когда проходил набор в ОНК третьего созыва, в отношении меня была организована провокация. Затем на должность председателя назначили человека из силовой структуры», – подчеркнула Елисеева. По ее словам, за активную правозащитную позицию пострадал и ее коллега Виталий Стадников, которого «вынудили сдать мандат под угрозой преследования якобы за кражу двух шоколадок в магазине».
После посещения в СИЗО «Лефортово» задержанных по делу об убийстве Бориса Немцова проверке подверглись члены столичного ОНК Андрей Бабушкин и Ева Меркачева, которых обвинили в препятствовании следствию. Правозащитницу Альмиру Жукову из Башкирии трижды исключали из ОНК, каждый раз по новому основанию. Члену ОНК Московской области Дмитрию Пронину, по его заявлениям, сотрудники полиции подбрасывали патроны. А на члена ОНК по Кемеровской области Сергея Охотина уже несколько лет подряд регулярно подаются жалобы от администрации СИЗО и колоний.
Источник:
Комментировать