О порядке организации водоснабжения в Одинцовском районе корреспонденту "Радио Одинцова" рассказал зам. начальника территориального отдела управления роспотребнадзора по Московской области в городах Звенигороде, Краснознаменске и Одинцовском районе Георгий Тодорович Фалошня:
— В Одинцовском районе преимущественно водоснабжение осуществляется из подземных источников водоснабжения. Это — артезианские скважины (в основном на двух горизонтах: Мячковско-Подольский и Окско-Протвинский). Город Одинцово частично снабжается водой из Рублёвской станции водоснабжения г. Москвы.
— Почему так делается у нас, и в чем проблема подземного водоснабжения?
— Проблема подземного водоснабжения особенно Мячковско-Подольского, находящегося в верхнем горизонте (в районе 70-120 метров), состоит в том, что уровень природного железа очень высок. Необходимо удалять железо из воды до того, как подать потребителю. Вот это вся проблема — ржавчина в трубах, в кранах, в ваннах и т.д. Вода имеет неприглядный вид, большая концентрация железа в ней неблагоприятно влияет на здоровье. Второй горизонт так называемый Окско-Протвинский (больше 200 метров) имеет природное содержание фтора, где-то в 2,5 раза больше, чем необходимо. На вид она прозрачна, но при употреблении такой воды возникают поражения зубов, особенно у детей и т.д. Поэтому система снабжения в основном в крупных городах организована так — воды одного и второго горизонта смешивается. В Одинцовском районе нормативный показатель по железу не достигается, потому что железа у нас в 5 раз больше. Если смешать два раза, то получается высокое содержание железа. Для этого необходима станция обезжелезивания, что очень дорого. В г.Одинцове существует такая практика: смешивается имеющаяся вода с водой из Рублевского канала, где она уже очищена. В городе практически везде вода удовлетворительного качества. За исключением микрорайона N8, где не подведена вода из Москвы, и соответственно там имеется превышение, как по железу около 0,5 мг — 0,8 бывает мг при норме 0,3, так и по фтору бывает больше 2 мг на литр, где-то в районе 2-2,2, при норме 1,5 мг на литр. Некоторые скважины, например в Жаворонках, Горках-2, деревне Ликино и других, дают очень хорошую воду на горизонте без содержания железа. Вода идет абсолютно без очистки на потребителя хорошего качества. У нас очень большие проблемы по состоянию железа — в Лесном городке, в Голицыне (Западная), Чупрякове, Каринском и Шарапове. Такая же проблема (правда, железа там поменьше) в местах строительства (поселок ВНИИСОК и Дубки). Застройщик взял на себя обязательство построить станцию обезжелезивания, это одна проблема, другая состоит в том, что не хватает вообще воды. Нужно там заполнить резервуар. Желательно, чтобы во всех новых микрорайонах сначала строился комплекс водоснабжения. Часть маленьких деревень и сел в основном обеспечивает водой себя из собственных колодцев, где вода мягкая и железа нет. Но при исследованиях обнаруживаются и там проблемы. Централизованное водоснабжение у 50% населения. Обеспечиваются доброкачественной водой со всего района 68%. Норматив — не меньше 75%. Пока еще у нас район не дошел. Вот в этом году построена и сейчас сдается в эксплуатацию станция ГОЛАЗ, которая будет давать воду на Большие Вязёмы (NN1, 3 и 5). В этом году сдается в эксплуатацию станция треста N6. Это Лесной городок, где построен новый микрорайон.
— Что можете сказать по качеству воды в колодцах, где не артезианские скважины на дачных участках?
— Качество воды, в принципе, в колодце такая же, как у родника, там поверхностная вода. Она для питья пригодна, единственная проблема защищенность. Дело в том, что колодец должен чиститься почти по санитарным нормам — ежегодно. И второе — должен быть защищен от поверхностных вод, которые могут попасть в эти колодцы, например, от паводка. Но вода там помягче, и это соответственно вода для личного потребления, для потребления небольшой группы лиц. В прошедшем году процент неудовлетворительных проб из индивидуальных источников снабжения водой превышал допустимый. Здесь проблема еще и в несвоевременном ремонте и чистке колодцев.
— Что скажете по поводу бытовых фильтров?
— Фильтры — это дело хорошие. Главное, что этот фильтр сам содержит. Если фильтр просто работает без химических реагентов, тогда хорошо. Угольный фильтр сначала хорошо работает, потом сам засоряется и становится источником загрязнения. Поэтому главное — вовремя менять кассеты.
— Какой фильтр все-таки лучше?
— Не могу сказать. Главное, чтобы фильтр был мембранным, с активированным углем и прочее. Фильтры, которые на станции ставятся, должны быть без реагентов, с очисткой кварцевым песком или небольшим количеством активированного угля. У нас программа есть, в соответствии с которой фильтры поставлены в школах и садах района. Они не очень большие, именно на основе активированного угля.
— Это по желанию руководителя учреждения?
— Нет. Это была такая районная программа. Фильтры желательно ставить в тех местах, где ресурсно-снабжающие компании не могут самостоятельно их установить. Обязательно, чтобы все больницы, детские сады и школы их имели.
Комментировать