По итогам круглого стола «Механизмы поддержки и развития негосударственных форм дошкольного образования», который прошел 22 ноября в г.Одинцово, Общественная палата Одинцовского муниципального района вынесла следующую резолюцию:
Заслушав и обсудив доклады «Механизмы поддержки и развития негосударственных форм дошкольного образования» (И.В.Муравлева, директор центра развития человека АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»), «Проект «Билдинг-сад» (М.А.Шилкина, руководитель всероссийского проекта «Билдинг-сад»), Общественная палата Одинцовского муниципального района отмечает, что создание условий для обеспечения детей дошкольного возраста услугами в области образования, воспитания и развития, а также присмотра и ухода является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления, системы образования и социально ориентированных предпринимателей Одинцовского муниципального района.
Муниципальная политика по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях до 2015 года предусматривает строительство 3 новых детских садов, открытие 272 групп кратковременного пребывания детей, 30 групп семейного воспитания, открытие дошкольных групп в православных гимназиях на условиях частно-государственного партнерства.
Однако реализация указанных мер даже без учета увеличения рождаемости, ввода новых жилых объектов и связанных с этим миграционных процессов позволит добиться частичного результата.
В этих условиях необходимо пересмотреть стратегию развития системы дошкольного образования Одинцовского муниципального района, проанализировать лучшие российские практики в области увеличения мест в дошкольных образовательных организациях и привлечь к решению поставленных задач более широкое экспертное сообщество. Особое внимание целесообразно обратить на опыт Свердловской области, Пермского края, Красноярского края и Белгородской области.
Одним из приоритетных направлений соответствующей муниципальной политики должна стать поддержка негосударственного сектора дошкольного образования. Проблемы, возникающие при открытии частной дошкольной образовательной организации с функциями присмотра и ухода, серьезно снижают потенциал его участия в достижении необходимого муниципальному образованию результата. К таким проблемам можно отнести:
— высокая стоимость купли (аренды) недвижимости, необходимой для размещения организации;
— сложный порядок лицензирования образовательной деятельности, излишние требования к организации для получения лицензии;
— недоступность заемных средств, отсутствие специальных программ по поддержке социального предпринимательства у кредитных организаций;
— дефицит высококвалифицированных дошкольных педагогов и воспитателей на местном рынке труда и др.
За последние годы спрос на услуги дошкольных организаций определил развитие следующих форм частного капитала в дошкольном образовании: семейный детский сад, центр детского развития, загородный детский сад, билдинг-сад.
Семейные детские сады — организации такого типа располагаются в квартирах, где обустроены зона для занятий и игр, спальня, уголок для занятий физической культурой. Организаторами таких детских садов чаще всего выступают социально активные родители.
Центры детского развития — организации, реализующие различные программы развития детей дошкольного возраста и осуществляющие присмотр и уход за ними без лицензирования образовательной деятельности.
Загородные детские сады — организации, располагающиеся в бывших жилых или гостиничных малоэтажных строениях и оказывающие полный спектр услуг по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.
Билдинг-сады — детские сады, располагающиеся на первых этажах жилых многоквартирных домов. Проект одобрен Агентством стратегических инициатив и рекомендован к применению во всех регионах России.
Основными преимуществами поддержки негосударственных форм дошкольного образования как механизма, способствующего ликвидации очередности в детские сады, являются:
— снижение расходов местного бюджета на создание и содержание новых мест в дошкольных образовательных учреждениях;
— более быстрый рост количества детей дошкольного возраста, обеспеченных образовательными (развивающими) услугами;
— возможность регулирования качества услуг, предоставляемых частными организациями, не имеющими лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
В связи с вышеизложенным Общественная палата Одинцовского муниципального района рекомендует:
Администрации Одинцовского муниципального района:
1) дополнить долгосрочные целевые программы «Ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения Одинцовского муниципального района» и «Развитие дошкольного образования Одинцовского муниципального района» мероприятиями по поддержке и развитию негосударственных форм дошкольного образования;
2) рассмотреть вопрос об эффективности и возможных условиях предоставления различных видов субсидий из местного бюджета на компенсацию затрат, связанных с деятельностью негосударственных дошкольных организаций (компенсацию арендной платы для социально ориентированных предпринимателей, компенсацию части родительской платы и т.п.);
3) проанализировать социальный и экономический эффект, а также организационно-правовые механизмы компенсации за счет местного бюджета родителям, чьи дети не обеспечены услугами муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
4) совместно с АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт» разработать проект долгосрочной целевой программы Одинцовского муниципального района «Развитие педагогических кадров и системы педагогического образования в Одинцовском муниципальном районе» на 2014-2023 годы;
5) организовать рабочее совещание с застройщиками Одинцовского муниципального района по вопросу реализации федерального проекта «Билдинг-сад»;
6) организовать рабочее совещание по внедрению практики надстройки 3 этажей на существующие здания муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
7) провести аудит нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и подготовить предложения по передаче части таких помещений в аренду для размещения частных дошкольных организаций.
АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»:
1) создать бизнес-инкубатор социального предпринимательства, в рамках которого предусмотреть программу подготовки и развития предпринимателей в сфере дошкольного образования;
2) разработать предложения по созданию ассоциации негосударственных образовательных организаций Одинцовского района — местной саморегулируемой организации с функцией поддержки, защиты прав и сопровождения деятельности.
Общественной палате Одинцовского муниципального района:
1) создать рабочую группу по поддержке негосударственных форм дошкольного образования при комиссии по образованию, здравоохранению и социальной поддержке населения;
2) включить в план работы на 2013 год мероприятия, направленные на обмен опытом и взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных дошкольных организаций Одинцовского муниципального района.
Председатель Общественной палате Одинцовского муниципального района А.В.Крутиков.
Комментировать